DataLife Engine > Дети > Задержка речи
Задержка речи4 марта 2008. Разместил: ponchik |
Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго оставаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы, за взрослыми. В общении же его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами и т.д. Неумение говорить - невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство плачем и криком. Люба Т. в два с половиной года часто, казалось бы, без причины капризничала. Девочка не выполняла простые просьбы взрослых («иди сюда», «садись», «пойдем» и т.д.), что наводило родителей на мысль о неполноценном слухе. Общество сверстников также ее не привлекало. Люба предпочитала занятия, не требующие контакта с людьми (играла с куклами, укладывала их спать, одевала). При этом ее очень увлекали игры с называнием предметов; ребенок с удовольствием повторял слова за взрослым. В эти минуты у девочки улучшалось настроение. По-видимому, Люба уже давно испытывала потребность в речевом общении, но окружающие взрослые предлагали ей лишь повторять названия различных предметов, полагая, что таким способом они развивают ее речь. Взрослые члены семьи мало разговаривали с девочкой и совсем не читали ей книг. И хотя в целом психическое развитие ее было нормальным, отсутствие речи при взаимодействии с окружающими резко снижало общую активность. Чтобы исправить подобное положение, от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон жизни ребенка. Во-первых, следует включить в предметные действия активную речь. Для этого можно сопровождать показ игрушек рассказом: «Ко-ко-ко, где тут домик? Я буду в нем жить...» Рассказ должен быть эмоционально насыщенным, увлекательным для малыша. Во-вторых, нужно организовать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе...». И, в-третьих, необходимо как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать речевые и музыкальные записи. Задержка речи на стадии эмоционального общения со взрослым Мы уже упоминали о трудностях этого рода, когда общение со взрослыми сводится лишь к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что «и так все понятно». Для возникновения первых активных слов необходимо предметное взаимодействие с малышом, о значении и особенностях которого говорилось выше. Ориентация только на предметный мир – причина трудностей в овладении речью. Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Внешне картина выглядит вполне благополучно, но более внимательное наблюдение за поведением ребенка позволяет сделать вывод, что он погружен в собственный мир и не реагирует на окружающих. Вот малыш увлеченно катает машинку и не замечает взрослого, обратившегося к нему с вопросом. Он стремится все сделать сам – взрослый как партнер по совместной деятельности ему не нужен. А если у ребенка что-либо не получается, то, выражая протест, он смотрит куда угодно: на игрушку, в пустоту – только не на взрослого. Таким образом, не следует стремиться окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного на длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, затевая совместную игру. Воспитание ребенка этого возраста – дело непростое. Малыш, который стремится к сотрудничеству, бывает не в меру активен: то принесет машинку, добиваясь, чтобы взрослый отложил все свои дела и катал ее вместе с ним, то книжку, которую готов рассматривать бесконечно и, разумеется, не один. Взрослый отнюдь не всегда расположен к таким контактам. Гораздо удобнее, если ребенок занимает себя сам и не доставляет окружающим хлопот. Однако такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша оказываются бедными и однообразными. Как же следует поступить в таком случае? Прежде всего нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Взрослый может спрятаться сам (как в игре «ку-ку»), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом и т.д. Можно поиграть и в «Сороку-ворону», и в другие детские игры. Большое значение имеет также и то, как именно взрослый знакомит ребенка с предметами и игрушками. Всем предметным действиям следует по возможности придать «человеческий» характер: куклу – жалеть, кормить, называть по имени, обезьянку – лечить и т.д. Если ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте в его присутствии организовать совместную игру с другим партнером. Два взрослых могут катать вместе мячик, по-детски радуясь. Наверное, и малыш захочет немедленно принять участие в игре. Полезны игры с имитацией. Взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним.
Одним из препятствий развитию речи ребенка могут стать и так называемые «детские слова».
Если с ребенком, речевое развитие которого находится на стадии исключительно «детских» слов, мало общаются, в дальнейшем в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением произношения звуков родного языка: замена звуков, их смешение и т.д., что нередко приводит к аграмматизму. Стремительность речевого развития Этот вариант нарушения нормального развития речи противоположен всем предыдущим. Он отличается тем, что первые слова детей опережают все возрастные нормы и сроки. Ребенок в год и три месяца вдруг начинает говорить развернутыми правильными предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Как приятно продемонстрировать своим знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности кажутся безграничными, с ребенком постоянно разговаривают, и почти все время говорит он сам. Его учат, ему рассказывают сказки и читают книжки, прослушивают вместе с ним аудиозаписи. И он все понимает, все с интересом слушает. Но иногда такой «продвинутый» ребенок почему-то плохо спит, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи, он становится капризным. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, которая обрушивается на него. Ему трудно быстро перестроиться и за несколько месяцев превратиться из младенца в «большого». Значит, ребенку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых). Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с малышом, играть в простые игры, приучать к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией. Мы видим, что случаи и причины нарушений речевого развития весьма разнообразны. Чтобы воспользоваться тем или иным советом, следует внимательно наблюдать за своим ребенком.
|