До первого сентября осталось, казалось бы, всего ничего. Проверьте, всё ли у вас готово, чтобы долгожданный день не стал первым днем всесемейной каторги.
Основная задача недели до начала занятий и недели после – завести определенный порядок, и сделать это так, чтобы никому из участников не истрепать нервы. Даже если вас удручает перспектива жить по расписанию и вставать спозаранку – раз ребенок идет в первый класс, придется это делать. Чуть-чуть планирования, чуть-чуть предусмотрительности и внимания – и школа будет мешать «нормальной жизни» гораздо меньше, чем могла бы.
Купить
канцелярские принадлежности – те, про которые вы точно знаете, что они нужны.
Тетради с запасом имеет смысл покупать только тогда, когда вам точно сказали,
сколько и каких вам нужно – на кольцах, в обложках без рисунка, и т.д.
Освоить портфель. Отрегулируйте длину лямок и научите ребенка паковать его: самое тяжелые вещи – в середину, коробочку с бутербродом – в этот карман, пенал с фломастерами и карандашами – в тот. Вместо учебников и тетрадок поначалу подойдут детские книжки. Для малыша сборы - дело непростое, потому будьте снисходительны и терпеливы. Лучше посвятить этому несколько вечеров (чтобы сразу привыкнуть: утром надо просыпаться, одеваться и завтракать, а не искать ластик!).
Совет: держите перед глазами – часы, а в запасе – приз за правильно и самостоятельно собранный рюкзак. Дарить по киндер-сюрпризу за каждый собранный портфель в школьном году – это слишком, потому делайте это до 1 сентября. А в первую неделю приступите к следующему этапу – «смотреть в расписание, вынимать ненужное и брать нужное», и хвалите-целуйте, когда ребенок начнет справляться правильно.
Пометить вещи
ребенка. Заполните карточку-«визитку» на портфеле, приклейте или пришейте
бирочку с фамилией и именем ребенка на пенал, мешок со сменкой, коробки с
фломастерами и карандашами и т.д. Один из плюсов этой операции, особенно если
вы привлечете к участию ребенка – он привыкнет к тому, что его называют по
фамилии.
Начать жить по расписанию. Завтракать тогда, когда будете завтракать в учебном году, отправлять ребенка в кровать тогда, когда надо будет ложиться в учебном году.
Перед сном можно поиграть в «собирание портфеля».
Вам придется
посмотреть прогноз погоды и выложить ребенку одежду на завтра – туда, куда вы
будете класть школьную одежду. Не одевайте ребенка – пусть в привычные домашние
вещи он уже одевается сам - начинать осваивать это хитрое дело лучше сейчас, а
не в режиме реального времени.
Узнать, что из
документов и справок от вас потребуется в первые дни сентября – выписки из
медкарты, список аллергий и т.д.
Узнать, какие в
школе правила: какая именно нужна сменка (например, в некоторых школах не
разрешают спортивную обувь), можно ли приносить с собой игрушки или мобильник,
где можно есть на переменке.
* С мужем, няней,
бабушкой или старшими детьми спланировать, кто будет отводить и забирать
ребенка из школы хотя бы в первую неделю.
Составить и повесить на видном месте расписание, чтобы и ребенок, и домашние знали, когда какие занятия, кружки, музыкальная школа и т.д. Напишите, что нужно брать в какие-то определенные дни, например:
Среда – 13.30 Бассейн – Желтая сумка
Четверг – 14.00 Танцы – Красный мешок
И, конечно, собрать все эти сумки, пакеты и папки, а также придумать для них места.
Составить программу развлечений. Решите, когда можно смотреть телевизор или играть на компьютере.
«Всё, никакого
больше телевизора!» - это мамин крик отчаяния, а не план, и ребенок это
прекрасно понимает. А вот «сделать уроки до того, как начнется такой-то
мультик, для этого надо сесть за уроки тогда-то» или «Делаем/проверяем домашнее
задание, потом мама идет готовить ужин, а ты до ужина играешь» - вполне
реальные планы.
Санпросвет:убедиться, что ребенок знает, когда надо мыть руки (перед едой, после туалета),
умеет пользоваться носовым платком (и знает, в каком кармане платок или
салфетки). Так вы убережете ребенка и от инфекций, и от конфузов и неприятных
замечаний типа «девочка, вытри нос!», после которых натура утонченная может и
разреветься.
Устроить место для приготовления уроков. Если у ребенка нет собственного письменного стола и уроки придется делать за общим – обеспечьте ему подходящую лампу, стул нужной высоты (можно подложить подушку на сиденье и табуреточку под ноги). Чтобы проверить, удобно ли ему сидится, усадите ребенка рисовать или раскрашивать картинки и посмотрите, как он сидит минут через пять. Если сгорбился, скрючился, подложил под себя ноги – посмотрите, не нужно ли отрегулировать высоту.
Положите на
столешницу специальную накладку или гладкую клеенку, а стаканчик с ручками,
карандаши, точилки-ластики и прочие принадлежности сложите в широкую коробку
или корзинку, чтобы её было легко убрать.
Запаситесь
лёгкой едой. Покупая провизию на неделю, купите и то, чем ребенок сможет
перекусить сразу после школы, пока готовится обед: йогуртами, творожками, не
слишком вредным печеньем (например, со злаками), фруктами. Бабушке или няне
будет что дать голодному ребенку, пока греется обед, и можно будет с чистой
совестью не покупать «голодной крошке» булку или шоколадку по пути из школы.
Рассказать ребенку про первый день. На родительском собрании учительница скорее всего расскажет вам, как пройдет первый день. Перескажите ребенку, как это будет – так он будет чувствовать себя увереннее.
Примерно так: «Сперва будет линейка – все соберутся из школы, вас поздравят, и самые старшие школьники поведут вас в школу, это такая традиция. У вас будет первый урок, учительница расскажет, как себя вести. Потом вы пойдете по школе, вернетесь в класс. В такое-то время уроки кончатся, вы выйдете во двор, и мы с тобой пойдем домой. А потом сделаем уроки и соберем портфель на завтра».