Ысыах - якутский национальный праздник. По
якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день
солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального
праздника Ысыах- встреча Нового года. Ысыах - это традиционный праздник народа
саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благославляющий
объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во
время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который
посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни,
нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество
гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и
природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются
праздничного этикета.
Круговой танец осуохай символизирует замкнутый жизненный круг. Танцующие, двигаясь по ходу солнца, как бы совершают круговорот по времени и пространстве. Участники праздника, взявшись за руки, чувствуют положительную биоэнергию друг друга, восприятия красоты и самовыражения человека.
Национальная одежда. Ысыах - долгожданный праздник для народа саха,
его ждут целый год и заранее готовятся к нему - шьют праздничные наряды и
делают убранства. На Ысыахе люди идут в нарядном праздничном одеянии. Это не
только правило этикета, а дань традициям народа. На Ысыахе проводятся различные
обряды и ритуалы. Костюм представляет собой историко-бытовой смысл. Для
сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают
участие и стар и млад.
Игры Дыгына. Народ саха помнит исторические времена, когда
предводитель народа саха- Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой
народ. Он проводил ысыах, на который созывал из улусов самых достойных,
сильных, ловких, сметливых. Дыгын устраивал состязания для богатырей-боотуров.
Самые сильные и ловкие удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась
у народа. Ежегодно на городском празднике "Ысыах Туймаады” проводятся
состязания боотуров- "Игры Дыгына”, они являются одним из главных мероприятий
Ысыаха. Здесь соревнуются якутские боотуры из разных улусов за почетное звание
называться победителем "Игр Дыгына”, чьи имена с уважением передаются из уст в
уста, становясь национальными героями. (Туймаада- название долины, в
которой расположен г. Якутск и его окрестности)
Конкурс сказителей-олонхосутов. Олонхо - древний героический эпос народа
саха, величайший памятник устного народного творчества, в яркой художественной
форме отражающий образ жизни, нравственные принципы, обычаи, историю и
мировоззрение древнего народа-саха, выражающее торжество добра, гуманизма,
гармонии Духа, Человека, Природы. Олонхо передавалось из уст в уста, его
хранителями и носителями были сказители-олонхосуты, они были особо почитаемыми
и уважаемыми людьми. Олонхосуты были самыми долгожданными и почетными гостями
праздника Ысыаха. На празднике денно и нощно слушали олонхо, устраивались
состязания онхосутов.
Церемония встречи солнца. Первый день солнцестояния, момент восхода солнца якуты считали великим чудом. Праздник Ысыах в старину якуты начинали со встречи солнца, встречая утреннюю зарю благославляли Уран Айыы Аар Тойона и совершали в его честь окропления священным напитком кумысом, а в качестве священного животного выступал жеребец - Джесегей. Этим якуты демонстрировали радость, наступающему после длинной зимы лету, отмечали пробуждение природы Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и силой. Алгысчыт (благопожелатель) готовит людей к церемонии при полной тишине, он, протягивая руки к солнцу, обращается Уран Айыы Аар Тойону о ниспослании здорового духа, силы и бодрости. Лучами восходящего солнца люди очищались от всего греховного, что накопилось за год. Собравшиеся повторяют жесты алгысчыта.
Церемония распития ритуального напитка - кумыс. Кумыс - напиток из кобыльего молока, с
древних времен любим якутами. Кумыс у якутов - священный, богатырский напиток и
его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. Само название
праздника Ысыах произошло от слова "брызгать", то есть кропить
кумысом богов-покровителей людей и домашних животных. Алгысчыт (заклинатель)
разводит огонь и обращается к Верхним божествам, духам огня и земли с просьбой
ниспослания благополучия, размножения приплода скота, изобилия и блага. Священным
напитком - кумысом угощают уважаемых гостей. Им посвящают торжественную песню
тойук, благопожелание (алгыс).
По теме:
- Национальный праздник Ысыах – духовное богатство якутского народа
- Как сшить якутское платье халадай
- Национальный праздник Ысыах в Коломенском в 2016 году