В 2010 году Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) отмечается 28 марта.
В этот день, согласно Евангелию, Иисус Христос на молодом осле въехал в ворота Иерусалима. Его восторженно встречал народ, приветствовали пальмовыми ветками. Люди постилали свои одежды и пальмовые ветви на дороге под ноги осла и пели хвалебную песню: "Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!"
Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Русь он пришел в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, так как верба здесь играла такую же роль, что и пальма, пальмовые ветви. Верба освящалась и освящается сейчас в церкви святой водой.
Приготовление вербных веток в городах было особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья в старину россияне (от царя до простолюдина) отправлялись ломать вербу на берега близко протекающих рек. В Москве, например, в Китай-город и на берега Неглинки.
Верба (Вербное Воскресенье). Традиции и обряды на Вербное Воскресенье
Вербная неделя, Вербница - пред пасхальная неделя, шестая неделя Великого поста.
Если хорошо цветет верба - пашня будет удачной.
На Вербной мороз - яровые хлеба хороши будут.
Если Вербная неделя ведренная, утренники морозные, то яровые будут хорошими.
Плотва трется в первый раз на Вербной, в другой - когда распустится береза, в третий - на Вознесенье.
Лазарева суббота - канун Вербного воскресенья.
Спрашивали: Когда воскресенье бывает в субботу? (Шуточный вопрос обусловлен тем обстоятельством, что церковный праздник воскресения святого Лазаря приходится на субботу Вербной недели.)
Придя из храма со святой вербой, несколько веточек ставили в воду, а после Пасхи саженцы высаживали возле дома. Верба являлась надежным оберегом от всякой нечисти.
Также в Лазареву субботу вечером было принято идти из храма домой с зажженной свечой. Эту свечу, как правило, зажигали и на пасхальном куличе.
Крестьяне в день Лазарева воскресенья пекут хлебцы в количестве, соответствующем членам семьи, в один из хлебцев запекают грош. У кого этот хлебец окажется, тот считается счастливым или будет счастлив в будущем году; для девушки это предвещает выгодное и счастливое замужество.
Основные обряды, поступки, действия, связанные с Вербной неделей, совершались в воскресный день.
Вербное воскресенье проходит под знаком освященной вербы. Растение это, особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным, наделенным особой силой.
Вербе приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.
На Руси было принято хранить освященную вербу дома, в переднем углу, за иконами весь год. Ее веточки прикрепляли также в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле эти веточки скармливали животным.
Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник - верили, что это спасет дом от попадания молнии.
В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали их скотине.
Выпекали и барашки и печенье в форме вербных почек. По верованию крестьян, если съесть девять вербных сережек, это предохранит от лихорадки.
Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам.
Ветками принесенной из церкви вербы хлестали друг друга, и в первую очередь детей, при этом желая здоровья.
Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину на Юрьев день (6 мая) в поле вербой с Вербного воскресенья.
Ветки вербы, принесенные из церкви, обыкновенно прячутся и в случае летней грозы, а в особенности града, их выбрасывают на двор в уверенности, что от этого гроза прекращается, и град перестает идти.
Придя от заутрени, хозяин бросает веточки вербы в пищу домашней скотине в надежде на то, что это предохранит скот от падежа. Несколько веток втыкают под крышу дома или хлева, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но и домой возвращалась исправно, не терялась бы в лесу. Наряду с этими общепринятыми обычаями, связанными с освященной вербой, в некоторых местах существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя останавливает действие огня, а воткнутая в поле сберегает посевы.
Распространено верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье по приходе от заутрени вбить в стену своего дома колышек освященной вербы. средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.