Первая декада января в Якутии считается самым таинственным, наполненным мистицизмом, временем. Якуты считают, что именно в это время приоткрывается завеса Судьбы - Джылга. Эти дни перекликаются со святочными гаданиями у русских.
Святки в православии — двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней (англ. Twelve Days of Christmas), длящихся с полудня 25 декабря до утра 6 января.
Часто также святки называются святыми вечерами, в воспоминание о событиях рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.
Различают две традиции празднования святок: православную и языческую.
Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом преподобного Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. Тоже подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. Действующий православный закон запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» (Св. Зак. XIV, ч. 4, 33—34).
Наследие древней Славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Эта языческая традиция осмысливается как, пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.
Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
В первой декаде января в Якутии проходят так называемые дни Танха - самое таинственное, наполненное мистицизмом, время. Якуты считают, что именно в это время приоткрывается завеса Судьбы - Джылга. Дни Танха перекликаются со святочными гаданиями у русских. У якутского Танха есть свои правила и традиции. Существует поверье, что в период с 7 по 12 января из прорубей в озерах и реках вылезают на Срединный мир духи воды - сюлюкюны (шиликуны). Эта нечисть проводит на земле пять суток - до 19 января. Именно сюлюкюны, несмотря на свой злобный норов, могут приоткрыть людям секреты Судьбы, рассказать о будущем. Считалось, что они выступают как бы посредниками между живыми и мертвыми. Именно во время визита сюлюкюнов души покойников легко вступали в контакт с людьми.
В старину якуты боялись, что нечисть может навредить им, поэтому всю вторую неделю после Нового года на окнах и дверях своего жилья они ставили кресты из четырех лучин или рисовали глаза лошади. Все это время никто не разговаривал громко, не смеялся. И, конечно, гадали. Например, подслушивали предсказания сюлюкюнов. К этому гаданию допускаются только взрослые. Причем, их должно быть нечетное число. Подготовка начиналась так же заранее. Три дня люди не умывались, не ели мяса, некоторые ни с кем не разговаривали, сидели за печкой. Также молча в назначенное время, они по одному выходили из дома. Один из участников выходил последним, обычно в одной руке он держал туес с зернами пшеницы, в другой - кочергу. Он двигался в сторону проруби спиной, посыпая дорогу за собой зернами и приговаривая какие-то таинственные слова. Собравшись вокруг проруби, люди накрывались одеялом и слушали предсказания сюлюкюнов.
В Танха существует ряд общих правил, которые надлежит неукоснительно соблюдать. К действу ни в коем случае не допускаются люди, совершившие тяжкий грех. Нежелательно участие людей, у которых недавно умер кто-то близкий.
Как бы то ни было, светлые святки – особенное время года, когда на людей снисходит благодать Божья. Заканчиваются святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством Иорданью – водосвятием на Крещение.
Часто также святки называются святыми вечерами, в воспоминание о событиях рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.
Различают две традиции празднования святок: православную и языческую.
Православные святки
Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом преподобного Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. Тоже подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. Действующий православный закон запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» (Св. Зак. XIV, ч. 4, 33—34).
Языческие святки
Наследие древней Славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Эта языческая традиция осмысливается как, пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.
Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
Танха у якутов
В первой декаде января в Якутии проходят так называемые дни Танха - самое таинственное, наполненное мистицизмом, время. Якуты считают, что именно в это время приоткрывается завеса Судьбы - Джылга. Дни Танха перекликаются со святочными гаданиями у русских. У якутского Танха есть свои правила и традиции. Существует поверье, что в период с 7 по 12 января из прорубей в озерах и реках вылезают на Срединный мир духи воды - сюлюкюны (шиликуны). Эта нечисть проводит на земле пять суток - до 19 января. Именно сюлюкюны, несмотря на свой злобный норов, могут приоткрыть людям секреты Судьбы, рассказать о будущем. Считалось, что они выступают как бы посредниками между живыми и мертвыми. Именно во время визита сюлюкюнов души покойников легко вступали в контакт с людьми.
В старину якуты боялись, что нечисть может навредить им, поэтому всю вторую неделю после Нового года на окнах и дверях своего жилья они ставили кресты из четырех лучин или рисовали глаза лошади. Все это время никто не разговаривал громко, не смеялся. И, конечно, гадали. Например, подслушивали предсказания сюлюкюнов. К этому гаданию допускаются только взрослые. Причем, их должно быть нечетное число. Подготовка начиналась так же заранее. Три дня люди не умывались, не ели мяса, некоторые ни с кем не разговаривали, сидели за печкой. Также молча в назначенное время, они по одному выходили из дома. Один из участников выходил последним, обычно в одной руке он держал туес с зернами пшеницы, в другой - кочергу. Он двигался в сторону проруби спиной, посыпая дорогу за собой зернами и приговаривая какие-то таинственные слова. Собравшись вокруг проруби, люди накрывались одеялом и слушали предсказания сюлюкюнов.
В Танха существует ряд общих правил, которые надлежит неукоснительно соблюдать. К действу ни в коем случае не допускаются люди, совершившие тяжкий грех. Нежелательно участие людей, у которых недавно умер кто-то близкий.
Как бы то ни было, светлые святки – особенное время года, когда на людей снисходит благодать Божья. Заканчиваются святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством Иорданью – водосвятием на Крещение.
«Грешные и смелые люди считают своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь возле Иордани и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряжения и маски».