Как известно, в нашей стране две беды: дураки и дороги. Несмотря на предупреждение классиков, количество отважных путешественников, бороздящих просторы России на автомобиле, с каждым годом неуклонно растет.
Как гласит изречение, приписываемое то Гоголю, то Салтыкову-Щедрину и давно превратившееся в подлинно народную мудрость, в нашей стране две беды: дураки и дороги. Несмотря на предупреждения классиков, количество отважных путешественников, бороздящих просторы России на автомобиле, с каждым годом неуклонно растет.
Если и вами овладела охота к перемене мест, прислушайтесь к советам знающего человека. Организатор внедорожного клуба «Мамонт» Раиль Залялов объездил весь Дальний Восток и Сибирь, ему не раз доверяли свою жизнь известные автопутешественники, съемочные группы и даже такие знаменитые «кругосветчики» как английский актер Эван МакГрегор.
Раиль уверен: чтобы не оказаться в положении «дурака на дороге», у настоящего путешественника все должно быть продумано.
Человеческий фактор
Весной дураков на дорогах больше, чем обычно: на трассах появляются «подснежники» — автолюбители, которые водят неуверенно и садятся за руль только в теплый сезон, за зиму окончательно теряя квалификацию. Кто-то может оставить машину на ночной трассе без присмотра и аварийных знаков, кто-то попытается спровоцировать вас на опасные гонки. «Спокойствие, только спокойствие» — завещал Карлсон, и эти слова должны стать девизом Клуба нервных автомобилистов.
Кроме дураков, на дорогах встречаются и преступники, которых привлекают крупные автотрассы. Не оставляйте машину без присмотра в опасных местах, не забывайте закрывать двери и не держите ценные вещи на виду в салоне автомобиля. Место для отдыха выбирайте так, чтобы вас не было заметно с дороги, и не останавливайтесь на ночевку вблизи населенных пунктов. Не советуем брать случайных попутчиков: есть преступники, которые не смутятся убийством или тяжелым ранением водителя, чтобы завладеть машиной. Хрупкая девушка на обочине может оказаться «подсадной уткой» бандитов, поджидающих в кустах или в кювете.
Проблемы у водителей возникают не только с преступниками, но и с правоохранителями. Верный способ их избежать — соблюдать закон и правила дорожного движения. В основном водители нарушают скоростной режим и совершают обгон в неположенных местах. Держитесь средней скорости движения. Сократите время остановок, распоряжайтесь им продуманно — тогда за день вам удастся проехать больше без превышения скорости.
Обращайте внимание на дорожную разметку и дорожные знаки: это не только избавит вас от конфликтов с сотрудниками правоохранительных органов, но и от аварийных ситуаций. Водители зачастую пользуются СВ-радиостанцией, чтобы предупреждать друг друга о «засадах» автоинспекции, или включают радар-детектор, который, кстати, запрещен во многих странах Европы.
Возможно, это эффективный способ избежать штрафа, но от автокатастрофы из-за превышения скорости все эти ухищрения не уберегут.
Наконец, попутчики. В надежной команде легко и приятно проходит даже самое трудное путешествие. Но если вы нашли компаньонов через туристический или автомобильный сайт и фактически незнакомы, лучше совершить пробную поездку перед серьезной экспедицией, чтобы проверить, как команда будет работать в «полевых условиях». Не все в сложных ситуациях сохраняют бодрость духа и способность разумно мыслить. Чтобы вас не бросили в трудную минуту, путешествуйте только с проверенными людьми.
Эх, дороги…
Многие иностранные автомобильные фирмы, проверяя качество своей продукции, проводят автопробеги по российским дорогам. Причем часто испытываются внедорожники с изначально усиленной подвеской. Но специфические российские дороги способны вывести из строя даже танки. Поэтому перед экспедицией еще раз проверьте техническое состояние машины и запаситесь хотя бы самыми необходимыми инструментами, запчастями и аварийными знаками.
Помимо зачастую удручающего состояния покрытия, автопутешественников раздражает трафик — трассы популярных направлений бывают забиты под завязку в обоих направлениях. Приходится выбирать между сомнительным удовольствием ехать среди чадящих грузовиков, обогнать которые невозможно из-за дорожных условий или запретительных знаков, и многокилометровыми объездами по грунтовкам и ухабистым второстепенным дорогам. Решить проблему можно или тщательным расчетом времени проезда крупных городов, или кондиционером в машине, музыкой и приятной компанией.
Впрочем, у перегруженных популярных трасс есть плюс — развитая инфраструктура. Кафе, заправки, мотели и гостиницы избавляют от необходимости думать о планировании маршрута и аварийных запасах пищи и топлива. Но в отдаленных районах, где АЗС и придорожные кафе редки, необходимо обеспечить себе автономность.
Продумайте организацию ночевки в машине или палатке, захватите с собой консервы, автомобильный чайник или электрическую кружку, а также — обязательно — средства связи, походную аптечку и инструменты.
Не дороги, а направления
Когда-то перегонщики японских машин с Дальнего Востока находили дорогу в Европу по оберткам корейского печенья, которым водители обычно питались в пути ввиду тотального отсутствия придорожных кафе. В те времена по трассе «Владивосток-Москва» еще не ездили «Калины» с VIP-водителями, а дорога, бывало, проходила по льду замерзших рек и по лесным тропам. Сейчас ориентироваться стало намного проще, но все же лучше как следует подготовиться.
На оживленных автотрассах обычно достаточно много указателей, но, съехав с «большой дороги», можно легко заблудиться. Если вы планируете длительное путешествие в не самые «наезженные» уголки страны, подробный атлас автомобильных дорог и автонавигатор вам просто необходимы. Последний можно с успехом заменить ноутбуком с модулем GPS или коммуникатором либо смартфоном с программами навигации. Не забудьте перед поездкой освоить несложный функционал устройства и загрузить необходимые карты.
Россия — между США и Европой
В отдаленных регионах Российской Федерации стоимость бака бензина давно пребывает на среднеевропейском уровне. Так что заправку топливом стоит заложить в статью будущих расходов и воспринимать как неизбежное зло.
Немного статистики: заправка бензобака легкового автомобиля в Туркменистане в среднем обойдется в $1.06, в Иране –$4.49, в Саудовской Аравии — в $8.05, в США — в $31.42, в Китае — $34.45, в России — $38.41, в Испании — $57.42, во Франции — в $73.92, в Великобритании — $81.44, в Турции — $93.
При этом, увы, далеко не все современные автомобили способны без последствий переварить то, что иногда продается на автозаправочных станциях нашей страны под видом бензина или дизельного топлива. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта, тщательно выбирайте АЗС, оказывая предпочтение фирменным. Всегда сохраняйте чек — в случае неудачной заправки и причинения ущерба авто чек поможет в официальном разбирательстве с администрацией АЗС.
Автопутешествие: весенняя предстартовая подготовка
1. Обратите внимание на состояние тормозов — это жизненно важно, и особенно касается старых машин и автомобилей, зимовавших под открытым небом. Тормозная жидкость гигроскопична — хорошо впитывает влагу. Во время долгой стоянки вода в тормозных цилиндрах портит стенку рабочей поверхности, а поршни в тормозных суппортах могут закиснуть. Не забудьте и про стояночный тормоз: часто за зиму закисает и требует замены либо реанимации при помощи подходящей проникающей смазки.
2. Проверьте бензобак. Из-за резких перепадов температур за зиму в топливном баке скапливается довольно много влаги. Удалить ее можно несколькими способами, выбор зависит от конструкции вашего автомобиля. Самый простой способ — стакан спирта, который связывает воду в баке. Его используют старые шоферы старых машин с классическими карбюраторными двигателями.
Но современному впрысковому двигателю этот дедовский способ не поможет, а то и повредит. Для новых двигателей придумана масса специальной автохимии с тем же принципом действия. Бутылочка чудо-средства заливается в бак (обычно перед заправкой), и затем уже связанная вода сгорает в камере сгорания двигателя.
3. Не забудьте про масло: при необходимости, следуя рекомендации автопроизводителя, смените зимнее масло на летнее, с более высокой вязкостью. Это актуально для владельцев отечественной техники и дизельных автомобилей, не использующих всесезонные масла.
4. «Сменная обувь». При смене покрышек не забудьте сделать балансировку колес и проверить развал-схождение. Шины, смонтированные на дисках, храните в горизонтальном положении, а покрышки без дисков ставьте вертикально и не забывайте переворачивать хотя бы раз в месяц. Делайте пометки на колесах, чтобы осенью знать, как ранее стояло колесо. Особенно это важно при использовании шипованной резины: неправильное хранение ведет к риску потери шипов при дальнейшей эксплуатации.
5. Проверяя подвеску, уделите внимание состоянию резиновых пыльников. Зимой они могли потрескаться, и, если их вовремя не заменить, придется раскошелиться на более дорогостоящий ремонт. Проверьте состояние амортизаторов: если на автомобиле ездили в сильный мороз, им приходилось несладко.
6. Не забудьте про аккумулятор. Если он с необслуживаемой конструкцией, можно ограничиться проверкой состояния клемм. Владельцы батарей классической конструкции могут для очистки совести проверить плотность и уровень электролита и при необходимости добавить дистиллированной воды. На случай безвременной смерти аккумулятора посреди трассы неплохо иметь «оживитель».
А для поддержания жизненных сил самого водителя необходим позитивный настрой — в путешествии даже по самым сложным маршрутам он не менее важен, чем грамотная подготовка. Удачи на дорогах!