Вообще, летняя подработка определяет профориентацию подростков. Им, конечно же, хочется заниматься тем, к чему душа лежит, но это не всегда возможно из-за законодательных ограничений.
Взгляды россиян на проблему участия подростков в денежных отношениях определяются и их представлениями о месте ребенка в семье и обществе, о должном способе (и времени) взросления, и ценностно окрашенным отношением к труду и к деньгам, и многими другими мотивами. Здесь возникают сложные коллизии, заметные даже при беглом знакомстве с мнениями участников опроса.
Подавляющее большинство респондентов – 94% – почитают за благо, если подростки в свободное время работают для заработка. Только 3% сказали, что если подросток работает – это плохо. Три четверти участников опроса считают при этом необходимым, чтобы подростки отдавали заработанные деньги родителям, причем относительно немалая доля (15%) – уверены, что ребенок должен отдавать все заработанное; 58% говорят в этой связи о части зарплаты. Только 16% опрошенных придерживаются мнения, что подросток имеет право самостоятельно распоряжаться всей заработанной суммой.
Характерно, что в суждениях представителей разных социально-демографических групп о допустимости детского труда различия отсутствуют, а вот в мнениях по вопросу о праве подростка распоряжаться заработанным они обнаруживаются, причем наиболее заметные – отнюдь не по уровню дохода, как можно было бы предположить, а по уровню образования. Респонденты, не имеющие среднего образования, намного чаще других настаивают, что подросток должен отдавать все деньги родителям (так считают 30%), и намного реже – говорят, что отдавать заработанное он не должен (9%).
Вообще, 28% опрошенных считают, что в идеале у подростков совсем не должно быть свободных денег (по их мнению, подростки не умеют распоряжаться деньгами; деньги их развращают, подталкивают к употреблению табака, алкоголя и наркотиков). Не согласны с этим 66% респондентов – с их точки зрения, у подростка обязательно должны быть деньги, которыми он мог бы распоряжаться самостоятельно (они чаще всего объясняют свою позицию тем, что удовлетворение потребностей и интересов подростка требует денег, а также тем, что опыт обращения с деньгами способствует воспитанию, взрослению). Кстати, наиболее сильное расхождение мнений по этому вопросу также связано с уровнем образования: среди респондентов, не имеющих среднего образования, 44% уверены, что в идеале у подростка не должно быть денег, среди респондентов с высшим образованием так думают только 18%.
Впрочем, даже среди участников опроса, считающих, что у подростка должны быть деньги, которые он мог бы тратить по своему усмотрению, большинство имеют в виду весьма скромные суммы: 52% из них полагают, что подростку можно позволить иметь в своем распоряжении не более 400 рублей в месяц, 17% – от 400 до 500 рублей, и лишь 20% называют более значительные суммы (остальные затруднились с ответом). В то же время респонденты, полагающие, что в идеале у подростка денег быть не должно, отнюдь не всегда склонны распространять эту установку на деньги, зарабатываемые самими подростками: лишь треть из них полагают, что родителям следует отдавать всю сумму.