«Неправильный» Дед Мороз западного образца.
Дед Мороз, каким мы его знаем, — бородатый розовощекий добряк в теплой шубе. Ближайшая родственница и компаньонка — внучка Снегурочка, спортсменка и просто красавица. Дед Мороз и Снегурочка — гвоздь программы утренников и детских праздников, радость несущие, меняющие стишки под елочкой на подарки из бездонного мешка.
И дети тянут родителей за рукав: «Мам, пап, а поедем на родину Деда Мороза?». Поедем. Только вот где эта родина?
Миновали времена, когда Мороза боялись, пугали им детей, просили не губить урожай. Востребованность деда Мороза делает его желанным гражданином любого города. Такой житель, прописавшись в географической точке, каждый год будет притягивать тысячи туристов. Как по волшебству, будут ежегодно расти доходы города, количество и этажность новых гостиниц, высота елки на центральной площади.
Наши попытки выяснить, где находится историческая родина деда Мороза, привели к неожиданным результатам. Кое-что детям, пожалуй, и вовсе знать не нужно. Впрочем, решайте сами.
1. Великий Устюг. Самая официальная родина
При поддержке губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, по благословению экс-мэра Москвы Юрия Лужкова Дед Мороз с 1999 года официально проживает в Великом Устюге. Получил усадьбу и прописку. Путина видел. Ездит на Кремлевскую елку, гастролирует по регионам. Именно его день рождения празднуют 18 ноября: в это время в Великий Устюг приходит зима, ударяют морозы. Зажигается первая новогодняя елка.
ОАО «Дед Мороз» процветает; четыре исполнителя роли сменяют друг друга, дабы не останавливался конвейер детских восторгов. Едут туристы в Великий Устюг, автобусами и поездами — на усадьбу поглядеть, на подушки Деда Мороза в опочивальне, на комнату мастериц, на пресс-секретаря, который «переговоры ведет с другими волшебниками, или с государевыми людьми».
Главного Деда Мороза России все прочие сказочные персонажи уважают. За самый успешный бренд на территории России. За масштаб. За профессионализм носителей образа, в конце концов. Когда великоустюжский Дед Мороз приезжал в Карелию на Олонецкие игры дедов Морозов, всех устроили в гостевом доме, в 40 километрах от города. Шофер, возивший Деда Мороза до отеля и обратно, потом восхищенно вспоминал: «Он со мной всю дорогу разговаривал как Дед Мороз! И самое смешное — я ему верил!».
2. Олонец. Самая массовая родина
Примерно в то же время, когда в Великом Устюге завелся «истинный» Дед Мороз, в карельском городке Олонец родилась свежая идея. Городок маленький, 10 тысяч жителей, экологически чистый; находится на перекрестке дорог — и до Петрозаводска, и до Петербурга недалеко. Для развития туристического потенциала не хватало одной малости: той самой свежей идеи. Она пришла в голову мэру Олонецкого района Геннадию Отставнихину. Ему слово:
- Олонецкие игры дедов Морозов основаны на простой концепции: к нам приезжают деды Морозы и доказывают всем свою «настоящесть». Отсюда требования: костюм и законченный образ. Город у нас маленький, так что выйти из образа можно только в своем гостиничном номере. Еще мы решили, что это мужские игры, никаких Снегурочек нам не надо. Первые участники приехали из самых разных регионов. Самый дальний, кажется, был из Оренбурга.
По условиям игр, Дедов Морозов оценивают дети. Деды выступили перед детьми, потом устроили программу для взрослых. Для города был колоссальный праздник.
Олонецкие игры дедов Морозов.
Фото: Игорь Георгиевский
Тогда же, перед первыми Играми, появился на свет Паккайне (ударение на первый слог), карельский Морозец. По словам Геннадия, образ Паккайне придуман на контрасте с образом «деда»: Мороз — взрослый, даже пожилой персонаж, а Паккайне — молодой симпатичный парень. С продуманной до мелочей легендой. Мальчишка, купеческий сын, родился первого декабря в торговом обозе, возвращавшемся в Олонец с ярмарки. В память о необычном рождении получил имя Паккайне, что в переводе с карельского значит «морозец». Рос как на дрожжах — за неделю взрослел на три года. Вырос, стал озорным и хулиганистым парнем, торговал кружевами олонецкими, привозил в город заморские сладости. Нравился всем — таких называют «первый парень на деревне». К концу зимы вырос в мужчину и отправился повидать мир. Из любого зеркала, куда заглядывал Паккайне, потом выходило его отражение и оставалось жить в городе.
К следующей зиме эти доппельгангеры превращаются в Дедов Морозов и приезжают в Олонец, где и соревнуются. Каждый пытается доказать, что он — настоящий Паккайне. Истинный же Морозец участвовал в соревнованиях, пока 1 декабря, в свой день рождения, не превращался в младенца. И опять начинался процесс его взросления и размножения.
Теперь вечно юный карельский герой главенствует на Олонецких играх Дедов Морозов, привечает гостей. Его дело — быть гостеприимным хозяином, а программу игр придумывает администрация. На Олонецкие игры приезжают и Йоулупукки из Финляндии, и великоустюжский Дед Мороз, который первые три года игнорировал мероприятие. Правда, Дедушка из Великого Устюга с другими не соревнуется. Он уже все, что мог, доказал. Приезжает в качестве почетного гостя, навещает детские дома и детей с ограниченными возможностями.
В 2010 году, на десятые юбилейные игры, олончане позвали якутского Чысхаана, который особо запомнился городу. Во-первых, он подарил Олонцу и лично Паккайне щенка лайки. Во-вторых, за неделю до появления Чысхаан опубликовал в местной газете телеграмму с обещанием привезти морозы. Обычно в Олонце первого декабря не очень-то холодно. Но тогда подморозило аж до -25. Чысхаан произвел фурор.
3. Якутия. Самая холодная родина
Самая большая административно-территориальная единица мира — родина целых двух Морозов. Якутия, щедрая душа, приняла обоих. Пока гонку на выживание и славу выигрывает Чысхаан, даже вопреки местному министерству туризма.
- В министерстве сказали, что это частный проект, и сочли, что поддерживать его не нужно, — говорит Ирина Прокопьева (Арбугаева), Чысхаанова хозяйка, то есть владелица бренда.
Чысхаан — персонаж еще более удивительный, чем Паккайне. По своей сути он вообще не homo sapiens, а бык. В легендах у него нет имени, чысхаан — нарицательное существительное. В переводе с якутского означает «сильный холод с ветром». «Вот и чысхаан наступил», — говорят в Якутии, когда начинается зима.
Чысхаан и ведет себя не по-человечески: не отвечает на письма, не водит хороводы. Он — символ стихии, страшной, неприступной. «Очеловечился» лишь недавно, когда начал общаться с Дедом Морозом и другими волшебниками. Получеловек, полубык, дед Минотавр — таким получился образ, созданный якутским модельером Августиной Филипповой. Самая заметная часть костюма Чысхаана — рога. Ведь именно в рогах соль легенды:
- Осенью из Северного Ледовитого океана выходит бык и идет по земле, — плавно рассказывает Ирина Прокопьева. — С каждым шагом у него растут рога, и чем длиннее рога, тем крепче мороз. В январе прилетает ворон, и у быка падает один рог. Становится теплее. В феврале падает второй рог, в марте — голова. В апреле тело быка рассыпается, и река Лена уносит его обратно в океан.
Легенда о быке пришла к якутам от древних эвенков. Когда обрушивались крутые берега рек, в отвалах земли эвенки находили бивни мамонтов. Люди, никогда не видевшие мамонтов, были уверены, что из земли торчат огромные бычьи рога.
Повелитель холода Чысхаан и якутская снегурочка Хаарчаана.
Источник: Фотобанк Лори
Теперь Бык Холода встречает туристов в своей резиденции на Полюсе Холода, в Оймяконе — самом холодном обитаемом месте на Земле. 9 или 10 декабря к нему приедет великоустюжский Дед Мороз. Чысхаан вручит ему символ зимы в поддержку идеи «зима начинается в Якутии».
- Чысхаан — символ Полюса Холода, — объясняет Ирина. — Еще по современной легенде Чысхаан — хранитель вечной мерзлоты. Вся территория Якутии, собственно, в царстве вечной мерзлоты находится...
У второго якутского Деда Мороза сложное имя — Эhээ Дьыл, и большая семья. Жена, принцесса Кыhын (Зима), три дочери — Саасчана (Весна), Сайыына (Лето), Куhуунэй (Осень). Внук Тыалчаан (Ветерок) — шустрый невидимый парнишка, который ведает информационной почтой своего деда, письмами и звонками. Любимая внучка Хаарчаана (Снегурочка). Ездовое животное — тот же самый Бык Зимы, Бык Дьыла. У Быка есть пастух Чюснаа. Имя пастуха переводится как «холодный злой ветер», и никто его не любит, он ладит только с Быком Зимы.
У всей компании есть названый отец — Гавриил Спиридонович Угаров, доктор биологических наук и писатель. Он сам играет роль деда Дьыла, каждый год облачается в костюм и поздравляет детей. Он же написал книги о своих персонажах в 1999 году — год оказался урожайным на подобные идеи и в Великом Устюге, и в Олонце.
Легенда о деде Дыыле тоже частично завязана на быке. 14 октября, в начале зимы, он выходит из моря. Рога растут, потом медленно отламываются, и 22 мая во время ледохода бык уплывает к Северному Ледовитому Океану. А чем занимается Эхээ Дьыл? Он управляет в Срединном мире временами года. Гавриил Угаров объясняет:
- Всего существует пять времен года: весна, лето, осень, зима и дьыл — зима плюс весна, самый тяжелый и холодный период, стойловый, когда скот кормится заготовленным сеном. С 14 октября по 22 мая. У якутов, собственно, есть свой Новый год: это 22 мая, начало лета. С этого дня в Якутии начинает оживать и пробуждаться природа. Раньше 22 мая якуты встречали свой день рождения. Ведь никто не знал точной даты своего рождения, да и праздновать бы не стали. Просто 22 мая прибавляли себе еще один прожитый год. Говорили — «у меня на плечах столько-то снега стаяло».
4. Ямал. Самая молодая родина
На Севере, конечно, наиболее благоприятные климатические условия для выведения дедов Морозов. В 2007 году в Ямало-Ненецком округе появился свой Дедушка Севера, старец Ямал Ири. Седые волосы, темные брови, приветливый нрав. Всегда готов к общению: на своем сайте опубликовал и личную почту, и мобильный телефон. Вот мы и позвонили Дедушке Севера в Салехард. Хотя он живет не совсем там:
- В пятнадцати километрах от Салехарда есть поселок Горнокнязинск. У меня там друзья живут, личный чум, в чуме собраны поделки ребятишек, — гудит в трубку Дедушка Севера. — Там целое стойбище чумов, национальная кухня, аниматоры...
Ямальский Дед Мороз живо интересуется новыми технологиями. Общается с детьми и взрослыми по электронной почте, завел Фейсбук и Твиттер. Теперь Ямал Ири создает сказочную социальную сеть. Великоустюжский Дед Мороз любезно пригласил его в Великий Устюг на свой день рождения, 18 ноября. Там Ямал Ири встретит своих сказочных друзей — Снегурочку из Костромы, Белого старца из Бурятии, Берендея из Переславля-Залесского.
- Буду своих волшебных коллег просить зарегистрироваться в этой социальной сети. Ребенок сможет через соцсеть пообщаться с кикиморами и лешими. Айтишники заранее боятся, жалуются, что у них сервак перегружен. Дедушка уже новые слова выучил, слышите? — вопрошает Ямал Ири.
Ямальский дед Мороз — Дедушка Ири.
Источник: Фотобанк Лори
Неудивительно, что Ямал Ири так быстро учится. Он самый молодой и продвинутый из своих коллег. В 2007 году дочернее предприятие департамента по туризму «Ямал Тур» организовало конкурс «Наш ямальский Дед Мороз», потому что официальный великоустюжский в регион заглядывал редко. Конкурс выиграла девочка из далекого северного поселка. По ее рисунку и был создан образ Ямал Ири. Теперь Дедушка Севера объезжает Ямал, поддерживает общение с коллегами, бывает у губернатора.
Гости загадывают желания, держась за один из атрибутов Ямал Ири — волшебный посох. Еще у ямальского персонажа есть волшебный бубен из оленьей шкуры. В центре нарисована священная лиственница, вверху — верховное божество, по каемке — сакральные звери: олени, медведи, лоси, лебеди. Изображен и обряд камлания: шаман, путешествующий в Верхний мир на оленьей упряжке, и шаман на лодке, спускающийся в Нижний мир. Очень серьезный бубен. Даже людей лечит.
- Это не мое личное мнение, все говорят об исцеляющих свойствах этого бубна. Резонирующий эффект! — Дедушка Севера и впрямь очень продвинутый персонаж.
Ямал Ири постучал в бубен и для Страны.ру, так что злые духи от редакции отогнаны. Бубен и посох нужны Ямал Ири для обрядовых действ. Для посвящения в Северные Братья. И для обряда пересечения Полярного круга. Ведь Салехард — единственный город в мире, стоящий на Полярном круге. Слава нефтегазовой сокровищницы у Ямала уже есть, теперь губернатор желает снискать для края славу туристическую. Собирается построить целый туркомплекс с гостиницами и парками аттракционов. Там же будет и большой рубленый дом — резиденция Ямал Ири. Дедушка Севера проект уже видел и одобрил.
5. Родина историческая
Все вышеперечисленные «родины» — изобретения новейшего времени. Интересные, популярные, но не совсем настоящие. Вымышленные, как и сам (простите, дети) персонаж. Где же искать историческую родину главного героя русского фольклора?
- В Европе, — считает Варвара Евгеньевна Добровольская, заведующая отделом фольклора Государственного республиканского центра русского фольклора. — Наш Дед Мороз — нормальный европейский рождественский дед. Правда, святым Николаем, Санта-Клаусом, мы его назвать не могли, русские более суеверны и религиозны, святых и несвятых традиций не смешивали. Вот и нарекли европейца в честь другого, исконно русского персонажа.
- Значит, исконно русский персонаж все-таки есть?
- С дедом Морозом традиционный Мороз никак не связан, только именем. Традиция кликания мороза существовала в центральной России, на северо-западе, на севере. Мороз кликали в разное время, граница — от Михайлова дня, 21 ноября, до конца святок. Чаще всего — в святочный цикл. Варили овсяный кисель. Именно овсяный, потому что традиция связана с сельским хозяйством. А овес — озимые, он всходит до заморозков. Старший в семье выходил с миской на крыльцо и звал: «Мороз-мороз, приходи пить кисель, не бей наш овес». Эта традиция относится к аграрной магии. В славянских обрядах персонаж по имени Мороз появляется еще в день Сорока мучеников, 22 марта, весеннее равноденствие. Пекли 40 колобашек, задабривая морозы и заморозки.
Но в XIX веке в России началось слияние западноевропейской и восточнославянской традиций. У них был добрый дед с подарками, в нашей мифологии — низенький старичок с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы. От удара старичка по избе лопались бревна. Существо не очень доброе, подарков от такого не дождешься. Но ради детей деда и доброту требовалось совместить.
В 1840 году Владимир Одоевский опубликовал «Детские сказки дедушки Иринея». Одна из них, «Мороз Иванович», была первой литературной обработкой обрядового Мороза из русской деревни. Понадобилось сорок лет, чтобы образ Мороза как дедушки-дарителя прочно закрепился. Некоторые, впрочем, мешали позитивному процессу. Помните некрасовское «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»? Детям читали только этот небольшой кусочек из поэмы «Мороз, Красный нос» 1863 года. Берегли психику: слишком ярким у Некрасова получился славянский образ Мороза-убийцы.
Имя доброго персонажа сформировалось не сразу. Были даже такие забавные варианты, как старый Рупрехт или Ёлкич. Но Морозко, Мороз, дед Мороз вышел победителем. И тут мы можем гордиться: аналога этому имени нет ни у одного западного персонажа.
Русский дед Мороз начала ХХ века — румяный старик с красным носом, седой бородой и усами, в валенках, с посохом в руке и котомкой с подарками за плечами. Только вот одежда его была белой: белая шуба (тулуп) и белая шапка. Известный сейчас персонаж в красном — изобретение Coca-Cola.
А после революции дед Мороз, так долго рождавшийся, превратился в «продукт антинародной деятельности капиталистов» и «религиозный хлам».
Ах, попался, старый дед,
К пионерам в сети!
Приносил ты детям вред
Целый ряд столетий!
Вредоносным «хламом» дед Мороз оставался до 1937 года, когда празднование Нового года и елку детям все-таки вернули. Требовалось лишь обеспечить «наличие традиционных моментов наряду с внесением нового сюрпризного материала».
«Сюрпризный материал» появился в лице Деда Мороза и Снегурочки на первой советской новогодней елке в московском Доме Союзов. «Первый зал украшен цветами... огромное панно с изображением Сталина среди детей... Всех заинтриговала темнота Колонного зала. На сцене зажгись два пылающих костра, и стала заметна поднимающаяся фигура Деда Мороза в белом костюме, с длинной бородой и с сумкой через плечо».
1937 год. Дед Мороз держит в руке «Курс истории ВКП(б)». И Михаил Гаркави, первый советский Дед Мороз.
Источники: statehistory.ru и kino-teatr.ru
Этот день, 1 января печально знаменитого 1937 года, можно считать днем рождения Снегурочки — у дореволюционного деда никакой внучки не было. А первым советским дедом Морозом стал известный конферансье Михаил Наумович Гаркави. Дородный обаятельный остроумец, чьи шуточки передавались из уст в уста. Гаркави родился в 1897 году в Москве, и дедом Морозом тоже стал в Москве. Получается, историческая родина того деда Мороза, каким мы его сегодня знаем, — Москва. Здесь сошлись все ниточки славяно-европейско-советской истории о Морозе и его родственниках. Шутить по поводу Сталина, лучшего друга советских детей и отца всех дедов-морозов, даже как-то неудобно.
Но Варвара Добровольская, как серьезный специалист, назвать точную родину деда Мороза все равно не берется.
- Нас сейчас убеждают, что Кострома — родина Снегурочки. Почему? А почему кикимора в Кирове? Почему Колобок в Ульяновске? Туристического бизнеса ради. Вообще, мы можем уверенно назвать родину лишь двух персонажей — былинных богатырей. Илья Муромец родился в селе Карачаево, Алеша Попович — в Чернигове. Остальные домыслы о «родинах» — от лукавого.